En-statistics

Как увеличить маржинальность продаж?

В этой статье расскажем о том, что такое маржа и как увеличить маржинальность продаж на практике
Бизнесу рационально работать на рынке только при условии, если он получает определенную норму маржи. В ином случае коммерческая деятельность банально не покрывает даже базовые издержки компании. Но проблема в том, что многие идентифицируют маржу с наценкой, и не совсем понимает разницу между маржинальностью товара и бизнеса. В этой статье расскажем о том, что такое маржа и как увеличить маржинальность продаж на практике.

Все о маржинальности

Увеличение маржинальности для многих представителей бизнеса - основная задача стратегического планирования. И первым шагом для достижения цели является непосредственное повышение цены. В понимании большинства это работает так: растет цена от реализации, увеличивается доходность, прибавляет в значении и уровень маржинальности / рентабельности. Но не все знают, что:
  • рост цены при постоянной себестоимости на рынке влечет часто обратный результат - сокращение покупательского спроса, ухудшение конкурентных позиций, и, как результат, снижение маржинальности;
  • маржинальность при использовании прямого метода учета затрат не всегда еще свидетельствует о достаточном уровне доходности бизнеса;
  • а сам показатель маржи и маржинальности нужно оценивать не в момент расчета, а в динамике.
Маржинальность может составлять как 20%, так и 500%. И оба значения для конкретного предприятия будут удовлетворительными. Не логично сравнивать бизнес по одному критерию, тем более, работающего в разных сферах. Есть как низкомаржинальные компании (показатель не превышает 25%), и высокомаржинальные предприятия, где критерий превышает 100%. Граничного же значения вообще не может быть.

Что такое маржа?

Понятие “маржа” часто путают с такой категорией как наценка. Экономически это логично, поскольку, что маржа, что наценка показывают в абсолютном значении, насколько будет увеличена базовая себестоимость до момента реализации продукции. Но обобщать эти категории возможно только в абсолютном, денежном эквиваленте.
Например, при себестоимости единицы товара в 1000 рублей и цене реализации 1500 рублей, что маржа, что наценка будут составлять 1500 - 1000 = 500 рублей.
В относительном значении между маржой и наценкой есть принципиальная разница:
  • маржа в процентах показывает уровень доходности по отношению к цене от итоговой стоимости реализации;
Маржа на 1 единицу = (Цена - Себестоимость)/Цена * 100%
  • наценка же в процентном эквиваленте рассчитывается по отношению к себестоимости товара.
Наценка на 1 единицу = (Цена - Себестоимость)/Себестоимость * 100%
С учетом данных, представленных ранее, маржа и наценка будут иметь разные значения. Так маржа составит (1500 - 100)/1500*100 = 33,33%. А наценка при этом будет равна (1500 - 100)/1000 * 100 = 50%. И это подтверждает факт того, что две схожие экономические категории по факту имеют разный расчет.

Что такое маржинальность?

Маржинальность - это относительный показатель, показывающий удельный вес полученной прибыли в общем доходе от реализации в сравнении с себестоимостью продаваемого продукта. Многие авторы идентифицируют маржу в процентном измерении с маржинальностью. И это корректно, поскольку расчет идентичен. Часть теоретиков просто применяют категорию маржи к единице товара, а уже понятие маржинальности относят к бизнесу в целом.
Формула расчета маржинальности выглядит таким образом:

Маржинальность = (Доход от реализации - Себестоимость)/ Доход от реализации * 100

И ключевой момент в расчете - это показатель себестоимости. При расчете маржинальности большинство авторов придерживаются мнения, что необходимо брать только производственную себестоимость или так называемые переменные расходы бизнеса. Включать же в расчет постоянные издержки не нужно.

В чем принципиальная разница:
  • переменные расходы зависят от объемов производства; их легко можно включить в расчет при формировании себестоимости единицы готовой продукции. К ним относят материальные затраты, расходы на амортизации производственного оборудования, зарплату сотрудников производства и складского учета и т.д.
  • постоянные расходы не зависят напрямую от объемов производства, их невозможно рассчитать на единицу готовой продукции. Например, это издержки на содержание администрации, аренду офисного здания, представительские расходы и т.д.
В экономической теории такой метод получил название “Direct cost”. Впервые он был введен в практику еще в 1936 году известным экономистом Д. Харрисом (1).

Пример расчета маржинальности: себестоимость единицы товара А составляет 25 рублей, цена реализации при этом равна 35 руб. Всего реализовано 1000 единиц. Себестоимость товара составляет 2 000 рублей, при этом цена продажи равна 3500 рублей. Продано 500 рублей. Постоянные издержки бизнеса составляют 120 000 рублей.

Расчет по методу “Direct cost”:
  • Общий доход от реализации по двум товарам равен: 35 * 1000 + 3500 * 500 = 35000+1750000=1785000
  • Общая себестоимость: 25*1000 + 2000*500 = 25000+1000000 = 1025000
  • Маржинальность бизнеса составит: (1785000 - 1025000)/1785000 * 100 = 42,58%.
С одной стороны, норма в 42 % для любого бизнеса теоретически является неплохим значением. Но с учетом расчета полученный показатель позволяет оценить доходность только на основе переменных затрат. А как же узнать покрывает доход все издержки? Для этого уже используется фактически критерий рентабельности, который и показывает общую прибыльность компании.
Есть авторы, которые в своих трудах в расчет общей маржинальности включают и переменные, и постоянные издержки. Но это не совсем логично, поскольку тогда отсутствует дифференциация таких понятий как маржинальность, прибыльность, рентабельность и т.д.

Зачем считать маржинальность?

Расчет маржинальности необходим для понимания того, а покрывает ли бизнес свои базовые производственные издержки. Но здесь важно учитывать не только полученное значение, но и стадию функционирования предприятия, его готовность к повышению конкурентоспособности и не только.

Что значат результаты расчета маржинальности в динамике:
  1. Рост маржи. Бизнес работает эффективно, товары подобраны правильно, а маркетинг налажен. В дальнейшем можно как следовать плану работы, так и разрабатывать новые стратегии для достижения еще больших высот;
  2. Постоянная маржа. Она свидетельствует о стабильной и эффективной работе бизнеса, а также о наличии прибыли. В то же время это показывает, что даже если и были попытки увеличить прибыль, то успеха они не принесли. Лучшим решением после анализа является поиск и тестирование методов увеличения маржинальности;
  3. Снижение маржинальности. Оно являются результатом выбора неправильной стратегии, падения спроса на товары или неэффективного маркетинга. Требует дальнейшего анализа деловой активности и поиска причин, почему маржинальность и прибыль снижаются.
Анализ следует проводит как метод кумулятива, позволяющий оценить результат доходности в ретроспективе. Даже высокое значение в конкретный момент времени не гарантирует стабильности бизнеса в ближайшем будущем.

Маржинальность товаров

Уровень маржинальности продукции зависит от той категории товара, которая представлена на рынке. Например, продукция, пользующаяся покупательным спросом ежедневно, которая часто используется в быту, имеет низкий уровень маржи. Люди не готовы покрывать высокую норму наценки производителю.А вот продукция уровня люкс уже продается с высокой нормой доходности. Дифференциация товара проводится на три категории:
Низкомаржинальные
Базовое значение - до 25 (в некоторых источниках указывают уровень в 40-45%). В категорию включают продукцию первой необходимости: еда, одежда, бытовая химия и др. Среди производителей наблюдается высокая конкуренция, а потребительская способность характеризуется высоким спросом. При попытках значительно повысить уровень маржи продавец просто рискует потерять свой сегмент рынка.
Среднемаржинальные
Среднее значение - 50%. Это уже товары не первой необходимости, но также пользующиеся постоянным спросом среди покупателей. Например, строительные материалы, бытовая техника, мобильные телефоны и т.д.
Высокомаржинальные
Высокая маржинальность наблюдается в сегментах лакшери уровня. Это товары, которые приобретаются покупателем не регулярно. Но при единичные клиенты обладают высокой платежеспособностью. И могут компенсировать точку маржинальности более 100, иногда и 500%.

Как повысить маржинальность товара (полезные советы)?

Вопрос о том, как увеличить маржинальность, достаточно сложный. И основная причина в том, что невозможно достичь поставленного результата только единым методом. Да и сама задача только лишь по повышению маржинальности не совсем корректна. Например, однократное увеличение доходности за счет значительного повышения цен, в долгосрочной перспективе повлечет негативный результат.
Какие методы повышения маржинальности можно использовать на практике:
Оптимизация затрат
Это один из самых эффективных методов, предоставляющий положительный эффект. Реализуется за счет нескольких действий: анализ затрат (устранение “узких мест”, ликвидация браков, минимизация ошибок), автоматизация процессов и поиск оптимальных поставщиков, предлагающих низкие цены на сырье (при условии, что не страдает качество).
Повышение цены
Реализация данного метода требует тщательного анализа рынка, расчета оптимальных ценовых точек и предложений. Иначе можно получить обратный эффект.
Улучшение качества обслуживания клиентов
На сейгоднешний день актуальным является возможность формирования персонализированного предложения, которое учитывает личностные потребности клиента. Важно внедрять качественные программы лояльности, предлагать поощрительные бонусы для постоянных покупателей, постоянно поддерживать обратную связь и не только.
Зачастую повышение маржинальности реализуется через симбиоз всех указанных инструментов. Для начала проводится анализ рынка, формируется индивидуальное предложение для каждой категории покупателей, а уже потом при полной оптимизации издержек запускается процесс повышения стоимости товара.

Выводы

Понятие маржи и маржинальности характеризуют по сути возможность бизнеса покрывать свои базовые издержки, а также вкладывать деньги в инновации и развитие. Уровень маржинальности не ограничен, он может достигать как 30, так и 500%. И оба значения будут вполне адекватными для того или иного предприятия, поскольку на рынке одновременно представлены компании как с низкомаржинальными, так высокомаржинальными товарами.
  • В момент расчета важно понимать, что маржа показывает окупаемость только самого производства (так называемая операционная маржа), а для оценки общего финансового состояния дополнительно используют такой критерий как общая рентабельность бизнеса.

Полезные источники

На сайте En-statistics вы сможете заказать услугу аналитики продаж ОЗОН
Воспользуйтесь нашими услугами для ведения учета на маркетплейсах
Оцифровка включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, анализ крупных объемов информации и принятие обоснованных решений на основе данных.
Вам также может быть интересно