Как начать продавать на маркетплейсах?

Всё больше предпринимателей-новичков, решивших начать собственное дело, выбирают для старта бизнеса именно маркетплейсы. Тем, кто никогда не сталкивался с онлайн-продажами, может показаться, что стартовать на площадках легко. Однако на деле существует целый ряд нюансов, которые нельзя не учесть в стремлении реализовать прибыльную и перспективную в развитии идею. Важно выяснить, какие категории товаров пользуются спросом, как можно выделиться на фоне конкурентов.

В сети полно историй о том, как чуть ли не школьники смогли наладить миллионные обороты на Ozon, Wildberries и других площадках. Условия на маркетплейсах, действительно, объективно комфортные – нет необходимости создавать собственный сайт, подключать платёжные системы, тратиться на маркетинг, организовывать хранение и доставку товаров. Однако практика доказывает, что около 90% начинающих продавцов отказываются от проекта уже в первые месяцы торговли. Если разобраться в типичных ошибках, подобный неблагоприятный исход событий легко предотвратить.

Что такое маркетплейсы и как они работают?

Маркетплейсом называют онлайн-платформу, на которой продают товары всевозможных категорий. На сайте или в приложении можно выбрать всё, что нужно в быту. Доступные категории:
  • одежда, обувь и аксессуары;
  • электроника;
  • бытовая техника;
  • дом и сад;
  • строительство и ремонт;
  • супермаркет;
  • автомобили и автотовары;
  • для офиса;
  • детям;
  • красота и здоровье;
  • спорт;
  • книги;
  • хобби и т.д.
Маркетплейсы имеют массу преимуществ и возможностей для новичков «раскрутить» собственный магазин.
Воспользуйтесь нашими услугами для ведения учета на маркетплейсах
Оцифровка включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, анализ крупных объемов информации и принятие обоснованных решений на основе данных.

Плюсы открытия своего магазина на маркетплейсе?

В первую очередь, это самый простой способ обзавестись своей базой клиентов. Ведь интернет-магазины ежедневно посещают миллионы человек. Привлекать внимание к своему ассортименту легко через специальные инструменты продвижения – размещать рекламные баннеры на главной станице при незначительных финансовых вложениях. Кроме того, МП может взять на себя часть рабочих задач и сэкономить время селлера на получение товаров, их упаковку, размещение на складах, доставку до клиента. Продавцу нет необходимости заниматься организацией и контролем этих вопросов. Селлер в любой момент может ознакомиться с подробной аналитикой – изучить объём продаж, процент возврата, количество просмотров карточек товаров. Эта информация поможет выявить самые популярные позиции и в соответствии с этим должным образом скорректировать ассортимент, доработать описания.

При этом торговать можно сразу на нескольких площадках, не придётся тратиться на аренду помещений. Селлеру предоставляются готовые решения:
  • отлаженные процессы хранения, доставки, оформления возврата;
  • рекламные инструменты и маркетинговые стратегии;
  • исчерпывающая аналитика;
  • электронный документооборот;
  • обработка обращений и заказов;
  • рекомендации по работе с личным кабинетом.
Плюсы маркетплейса есть и для селлеров, и для потребителей. Для покупателей преимущество заключается в выборе – можно сравнить предложения, изучить отзывы, найти более выгодный вариант с доставкой в пункт выдачи или прямо до дома.

Минусы

Несмотря на внушительный перечень преимуществ, МП всё же имеют и некоторые минусы. Главным образом недостатки выражаются в высокой конкуренции. Площадки заинтересованы в том, чтобы предоставить покупателям как можно больший выбор, а потому заинтересованы в сотрудничестве с многочисленными партнёрами. Кроме того, селлер вынужден платить соответствующие комиссии, закрывать штрафы, принимать участие в акциях и соблюдать другие условия сотрудничества, выдвигаемые МП. Попасть в топ выдачи тоже достаточно сложно. Для этого необходимо:
  • правильно заполнить карточку товара;
  • своевременно обрабатывать отзывы;
  • отвечать на вопросы потенциальных клиентов.
Бизнес окажется успешным только при условии, что у продвигаемых товаров будет высокий рейтинг.

Нюансы

Главный нюанс сотрудничества с маркетплейсом скрывается в договоре. Документ важно внимательно изучить перед подписанием. Кроме того, стоит учесть, что его содержание со временем может измениться – соответствующие оповещения приходят в личный кабинет.
Маркетплейс вправе в любой момент запросить документ о производстве продукции. Если селлер использует чужой товарный знак, у него должно быть соответствующее разрешение от поставщика.

Как выбрать товар для маркетплейса?

Чтобы открыть свой бизнес, недостаточно определиться только с нишей реализации. Не менее важно определить трендовый товар для продажи. Проверить рентабельность той или иной позиции можно на сервисах Вордстат от Яндекс или Google Trends. Инструменты покажут, с какой периодичностью пользователи задают актуальные поисковые запросы.
Второй вариант – использование сервисов аналитики спроса на маркетплейсах. Платные инструменты позволят оценить спрос на конкретный товар, покажут, сколько селлеров уже его продают. С помощью этих же сервисов легко проанализировать собственные показатели – выявить прибыльные и убыточные позиции.

Самые популярные товары

Самая популярная категория товаров – это одежда, обувь и аксессуары. Спросом пользуются товары для детей, животных, продукты питания. В топе и категории с косметикой и парфюмерией, электроникой и бытовой техникой, предметами для хобби и творчества. Товары для дома и дачи также являются частыми поисковыми запросами.

Запрещённые товары: что нельзя продавать на маркетплейсах?

Требования в основном аналогичны для всех площадок. Запрещено продавать на маркетплейсах:
  • любые виды оружия;
  • взрывчатые и ядовитые вещества;
  • БАДы с добавлением наркотических или психотропных соединений;
  • табачную и алкогольную продукцию.
Некоторые вещи можно продавать, но организацию доставки придётся брать на себя. У каждой площадки есть свои правила и требования. Ознакомиться с ними можно в справочном разделе (или обратиться за консультацией в службу поддержки).

Как определить выгодную нишу?

В интернете можно найти сотни обзоров на самые продаваемые товары на маркетплейсах. Но слепо ориентироваться на рейтинги нецелесообразно. Ведь их берут во внимание и другие селлеры. При этом конкурировать куда проще с малым бизнесом, а не крупными точками, которые уже несколько лет не теряют своей репутации. Таким продавцам ничего не стоит утроить распродажу или объявить скидки. Убытки на маркетинг легко покроются большим товарооборотом, налаженной коммуникацией с многотысячной аудиторией. Делать ставку на эксклюзив тоже не стоит – потенциальные покупатели настороженно отнесутся к незнакомой новинке. Оптимальный вариант – выбрать товар, который неплохо продаётся в нише, где нет крупных игроков.

О том как определиться с нишей для маркетплейсов.

Как узнать спрос на определённый товар?

Достаточно зарегистрироваться как покупатель на интересующей площадке и добавить товар в корзину. Останется только зафиксировать количество продукции в наличии у каждого продавца и отследить показатели хотя бы в течение недели. 25-30 заказов – верный признак того, что спрос на товар есть.

Где брать товар?

Если товар не собственного производства, варианта остаётся всего 2 – закупка в Китае или у российских производителей. В первом случае главная выгода в стоимости. Но есть и риски – в первую очередь, с качеством продукции и сроками доставки. Выгода сотрудничества с российскими производителями – в надёжности поставок. Но и прибыль при этом будет меньше.

Как выбрать маркетплейс?

В России насчитываются десятки торговых площадок. При выборе маркетплейса следует обратить внимание на:
  • размер комиссии (у каждой категории товаров он свой);
  • сроки выплат прибыли;
  • условия поставки на склад и вывоза с него;
  • права площадки относительно принудительного регулирования цен;
  • особенности документооборота.
К самому старту торговли также могут предъявляться жёсткие требования.

Wildberries

Площадка работает с 2004 года и обходит конкурентов по обороту заказов. Самые «ходовые» категории товаров здесь – одежда и обувь, продукция для дома. Зарегистрированные здесь селлеры могут воспользоваться инструментами продвижения. Доступна курьерская доставка по предварительному договору. WB удобно использовать как тестовую площадку. Среди недостатков – долгое принятие товаров и риск утери продукции.

Ozon

Универсальная площадка для продажи товаров их разных категорий. Среди плюсов – удобный личный кабинет с понятной и простой навигацией, а также бесплатное обучение для продавцов:
  • вебинары;
  • база знаний;
  • ответы на популярные вопросы.
Главный минус МП – высокие комиссии.

Яндекс Маркет

Лучше всего здесь продаётся электроника. Кроме того, можно торговать не только новыми, но и уценёнными вещами, даже по схеме трейд-ин. Среди главных плюсов МП – бонусы на продвижение и собственная логистическая сеть по всей России. Из минусов – долгая регистрация.

Мегамаркет

Площадка открылась в 2018 году. Маркетплейс не вмешивается в процесс ценообразования. Есть база знаний. Из минусов – частая потеря заказов и путаница в инструкциях к заполнению карточек товаров.

AliExpress

Площадка доступна для торговли в России с 2019 года. Для новичков действуют специальные выгодные условия – нулевая комиссия за продажи на определённый период.

Как начать торговлю на маркетплейсах?

  1. Выбрать нишу или товар

Прежде чем выходить на рынок, нужно понять, насколько востребован продукт и насколько велика конкуренция. Для проведения соответствующего анализа необходимо выполнить всего несколько простых действий.
  1. Выбрать продукт;
  2. Просчитать его себестоимость, включая затраты на логистику, упаковку, растаможку, хранение, сертификацию и соответствующие налоговые вычеты;
  3. Изучить нишу на интересующем маркетплейсе – количество продавцом, торгующих аналогичным товаром, и стоимость конкурентных предложений;
  4. Изучить отзывы среди покупателей, выявить плюсы и минусы конкретной продукции.
Не стоит забывать, что у каждого маркетплейса могут быть свои списки запрещённой к продаже продукции.

2. Составить бизнес-план

Когда ниша товаров определена, конкурентные предложения проанализированы, а отзывы покупателей изучены, можно переходить к составлению конкретного и пошагового бизнес-плана. В первую очередь необходимо составить портрет целевой аудитории, определить её потребности и ожидания. Далее рассчитывается экономика продукта, продумывается маркетинговая политика.
Следующий шаг – прогноз продаж и перспектив в условиях конкуренции. Среди других немаловажных вопросов:
  • расчёты – сроки окупаемости, размер инвестиций, планируемая прибыль;
  • разработка идеи, концепции;
  • анализ рисков.
Как только бизнес-план будет наглядно и исчерпывающе демонстрировать развитие бизнеса во всех направлениях, можно смело переходить к регистрации предпринимателя.

3. Зарегистрировать бизнес и открыть счёт

Зарегистрировать бизнес можно как ИП, ООО или самозанятость. Первый вариант наиболее удобный, останется только выбрать систему налогообложения. Открытие ООО имеет смысл только при условии, если в компании есть несколько учредителей. Но в этом случае стоит предусмотреть должность бухгалтера, который поможет с оформлением отчётной документации. У самозанятых ограниченный перечень товаров, разрешённых к торговле на маркетплейсах. К тому же, не у всех площадок есть возможность работать с этой формой бизнеса.
Для торговли на МП обязателен расчётный счёт в банке. Чтобы сделать это онлайн, необходимо последовательно выполнить несколько обязательных действий.
  1. Заполнить соответствующее заявление на сайте банка;
  2. Собрать все необходимые документы;
  3. Отправить электронные копии на проверку через личный кабинет;
  4. Подписать договор с помощью электронной подписи;
  5. Дождаться проверки документации.
Можно посетить отделение банка и лично.

4. Зарегистрироваться на маркетплейсе

Регистрация нового продавца предполагает создание новое компании. Предпринимателю необходимо ввести название магазина, выбрать категорию товаров, предоставить корректные банковские реквизиты и другую сопутствующую документацию.
Когда данные будут проверены, маркетплейс вышлет электронный договор на подписание. Останется только загрузить карточки товаров, выбрать схему работы.

5. Создать и правильно оформить карточку товара

Карточку товара важно заполнить правильно, указать все его особенности. В том числе:
  •  количество в упаковке;
  • габариты;
  • способы применения;
  • состав или материалы изготовления и т.д.
Не менее важен грамотный визуал. Лучше, если товар будет снят в профессиональной студии. В идеале – снять видео-обзор. Хорошо работает инфографика с краткими указаниями преимуществ товара.

6. Выбрать модель торговли на маркетплейсе

У каждой площадки свои схемы отгрузки товаров, но принцип у них всех одинаковый. Продавец может сам отгружать товар покупателю или большую партию товара самому маркетплейсу.

7. Доставить товар на склад маркетплейса

У каждой площадки свои схемы отгрузки товаров, но принцип у них всех одинаковый. Продавец может сам отгружать товар покупателю или большую партию товара самому маркетплейсу.

Как продавать изделия ручной работы на маркетплейсах?

Не все изделия ручной работы пользуются спросом. Среди популярных категорий:
  • мыло;
  • детские игрушки;
  • бижутерия;
  • декор для дома из экологических материалов;
  • ароматические свечи;
  • бомбочки для ванны;
  • брелоки;
  • кожаные ремни;
  • светоприборы;
  • сумки и кошельки.
Чтобы успешно стартовать в продажах, целесообразно подготовить партию минимум в 15 единиц. Далее останется подготовить соответствующую документацию, выбрать подходящую площадку, рассчитать себестоимость продукции, оформить карточки.

Выводы

Перед тем, как выходить на любой маркетплейс, важно проанализировать конкурентов, изучить статистику – чем больше торгуют, какие ниши наиболее перспективны. Чтобы сформировать чёткое представление о развитии предпринимательства, необходимо детально продумать бизнес-план. Когда он будет составлен, останется только зарегистрироваться как продавец – открыть ООО, ИП или оформить самозанятость (предварительно ознакомившись с условиями, которые готова предложить конкретная площадка тому или иному типу предпринимательства).
Особое внимание нужно уделить оформлению карточки товара. Она должны быть информативной, с качественными фото, инфографикой, а лучше – с видео-обзором продукции. Останется только определиться с подходящей моделью отгрузки.
Воспользуйтесь нашими услугами для ведения учета на маркетплейсах
Оцифровка включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, анализ крупных объемов информации и принятие обоснованных решений на основе данных.
Вам также может быть интересно