En-statistics

Где выгоднее продавать на Ozon или Wildberries?

Сравнение возможностей для продавцов
Продажи на маркетплейсах переживают если не пик своей популярности, то однозначно растут с каждым годом. Все большее число предпринимателей подумывает о том, чтобы стать селлерами. Окружающее инфополе создает волнующее ощущение, что это прибыльно и под силу каждому. Так ли это на самом деле? Где лучше продавать на вайлдберриз или на Озон, какая продукция наиболее востребована — об этом и многом другом расскажем в статье.

Обзор Ozon и Wildberries

Два крупнейших интернет-магазина на территории России открыты уже более 20 лет. Изначально Озон был создан как книжный магазин, а Вайлдберриз позиционировал себя как магазин одежды и обуви. Со временем ассортимент значительно расширился, и теперь на обоих площадках можно приобрести практически все — от зубной щетки до новенького смартфона.

Наиболее востребованными в обоих интернет-магазинах являются следующие категории:
  • Бытовая химия;
  • Одежда женская, мужская и обувь;
  • Детские товары;
  • Косметические средства;
  • Аксессуары для автомобилей.
Тысячи начинающих и более опытных предпринимателей имеют возможность не открывать отдельный магазин, а разместить свой товар на WB или Озон. Последние, естественно, тоже зарабатывают посредством комиссии за продажи, предоставляемые поставщикам дополнительные услуги и жесткую систему штрафов за недобросовестное ведение торговли.

Комиссия за успешные продажи разнится на Wildberries и Ozon. Отличия наблюдаются в разных категориях товаров и могут достигать 2-3%. В целом комиссионные взносы на WB составляют 5-15%. Этот показатель зависит от общего объема продаж, востребованности конкретной категории и рейтинг продавца.

На Озон комиссия составляет 4-16%. Она списывается только с завершенных сделок, если впоследствии товар будет возвращен, то маркетплейс раннее списанную сумму возвратит продавцу.

Описание Ozon

Ozon основан несколько раньше, чем Wildberries, но по количеству заказов уступает своему оппоненту. Подобное преимущество наблюдается в отношении не всех доступных к покупке на площадках товаров. Так, техника Apple входит в топ продаж на Озоне, в то время как на Валберис продается не столь эффективно. WB, в свою очередь, удерживает лидерство в своей первоначальной ниши с момента появления на рынке. Наиболее востребованным товаром там является одежда. Озон предпринимает попытки догнать главного конкурента.

Количество активных селлеров более 120 000 и из них около 13% имеют выручку превышающую миллион рублей. При этом Ozon очень лояльно настроен к новичкам и помогает им на всех этапах от регистрации на платформе и выбора ассортимента до заполнения карточек, подбора и настройки удобной схемы работы. Это все доступно бесплатно, к тому же маркетплейс проводит регулярно акции, позволяющие выгоднее, открыть свой бизнес и начать продавать.

Описание Wildberries

Настоящий лидер по онлайн-продажам. На его складах хранится более 300 млн товаров, которые ежедневно в количестве более 10 млн отправляются по России и другим странам, с которыми сотрудничает компания. Количество селлеров переваливает за 500 000, но активно ведут продажи около 192 000 продавцов. Из них более 18% имеют оборот, превышающий миллион рублей. Пробиться и закрепиться на площадке в силу такой конкуренции достаточно непросто.

Наиболее комфортно войти в онлайн-продажи на Валберис среднему и крупному бизнесу. У таких предпринимателей есть все необходимые ресурсы на продвижение, своя аудитория, имя, социальные сети и т.д. Что касается малого бизнеса то все сложнее, им нужно выделиться на фоне остальных селлеров. Для этого придется подобрать востребованный товар и продавать его по очень привлекательной цене. Главное не стремится в погоне за прибылью обдурить потребителей, они такое не прощают. Напротив, нужно учитывать потребности своей аудитории и соблюдать принцип честной торговли.

Wb заинтересован в том, чтобы привлекать новых поставщиков. Он предоставляет всем желающим бесплатные вебинары и мероприятия, поучаствовав в которых можно поближе познакомиться с особенностями платформы и открыть свой бизнес на маркетплейсе.

Регистрация и начало работы

Чтобы продавать товары на маркетплейсах, поставщику необходимо зарегистрироваться. Эта услуга доступна для ИП, ООО и самозанятых. У первых двух отсутствуют какие-либо ограничения на торговлю, в то время как последние не могут получать доход в год, превышающий 2 400 000 рублей. Также в соответствии с требованиями законодательства самозанятые имеют право реализовывать собственную продукцию, если она не требует маркировки. Продажа чужих товаров запрещена и наказуема.

Знакомство с платформами начинается с процесса регистрации. Сделать это можно при помощи сайта или скаченного приложения. Для входа в кабинет потребуется ввести свой номер мобильного телефона и затем заполнить остальные графы с указанием личных данных. Также необходимо будет подписать электронное соглашение. К заявке на регистрацию как будущего продавца нужно приложить ряд документов, включая сертификат качества, имеющиеся лицензии, юридические бумаги о соглашении с разными торговыми марками.

Стоимость регистрации как продавца на Ozon будет бесплатной, что не может не радовать. На WB придется заплатить 10 000 рублей. Этот взнос можно будет потратить на рекламу своей продукции. Даже с учетом этого обстоятельства Озон является более доступным для начинающих селлеров. Круглосуточная служба поддержки, сотрудничество с Минэкономразвития по поддержке малого и среднего бизнеса способствует старту предпринимателей на этой площадке.

Ожидать вердикта компании придется от 1 до 5 дней. После чего можно приступать к активной работе. В среднем первая продажа происходит спустя 3-4 недели. Чтобы ускорить этот процесс, нужно ответственно подходить к подбору ассортимента и учитывать интересы потребителей конкретного интернет-магазина.

Логистика и хранение, склады

У начинающих селлеров вопросы логистики и всего, что с ней связано, может вызывать недопонимание. На деле все достаточно просто. Определившись с товарами, которые будут выставляться на продажу, нужно выбрать, как будет осуществляться их хранение и доставка к потребителю. Возможно несколько вариантов, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения.

Схемы сотрудничества с интернет-магазинами схожи:
FBS
Селлер держит продукцию на своем складе, упаковывает и передает ее в случае заказа к пункту приема, откуда затем осуществляется транспортировка непосредственно потребителю.
FBO (FBW)
Все товары продавца находятся на складах маркетплейса. Последние отвечают за их надлежащее хранение и своевременную упаковку, и доставку.
RFBS представляет собой сочетание первых двух схем
Селлер может хранить товар и на собственном складе, и на том, который принадлежит площадке. Но доставку к конечному потребителю осуществляет продавец своими силами или посредством других организаций, с которыми сотрудничает маркетплейс.
Селлер может выбрать и работать по нескольким удобным для него схемам. Например, тот товар, в востребованности которого он уверен, разместить на складе, а новый или малочисленный ассортимент оставить на время храниться у себя.
Выбор склада происходит в момент создания личного кабинета. Затем поставки могут осуществляться только в те пункты, которые входят в зону действия выбранного склада. За нарушение данного условия WB взимает штраф, размер которого не редко достигает 50% стоимости товара.

Ozon партии поступившего товара разделяет между разными своими складами. Есть ограничения для поставщиков с маленьким оборотом на число допустимых отгрузок. WB, напротив, хранит весь товар на одном складе. В обоих вариантах при выборе модели FBO селлер может воспользоваться транзитной поставкой. Это означает, что продавец доставляет свою продукцию на ближайший к нему склад, затем уже маркетплейс отправляет его на тот склад, который входит в зону, регламентированную площадкой. Независимо от маркетплейса за пользование транзитной поставкой придется доплачивать, что делает ее не очень выгодной для небольших грузов.

Вывод денег с Ozon и Wildberries

Самый приятный момент торговли проще устроен на Wildberries. Выводить прибыль за прошедшую неделю можно каждый понедельник. Никаких комиссий на этот процесс не предусмотрено. Есть возможность за небольшую плату подключить «Новый баланс», посредством этой услуги легко выводить заработок каждый день.

На Ozon вывести выручку разрешено дважды в месяц, за первую половину месяца до 27 числа следующего месяца, за вторую половину вплоть до 17 числа. За это предусмотрена комиссия в размере 1,5% от общей стоимости проданных товаров. Также можно подключить «Гибкий график выплат». Эта услуга позволит получать выручку ежедневно, расчет комиссии происходит индивидуально.

Оформить вывод средств можно через личный кабинет, указав свои реквизиты и конкретную сумму. Ожидать поступления денег придется 3-5 рабочих дней.

Продвижение и реклама

Продвигать товары при небольшом бюджете, и своими силами раньше было проще на Ozon. Этому способствовало большое количество доступных инструментов. Например, рассрочка платежей, начисление баллов за отзывы. Сегодня это стало доступно и для продавцов Валбериса, но пока скорее набирает обороты.

Также на обоих площадках предусмотрены дополнительные рекламные инструменты. У Озона действует реклама внутри товарных карточек, поисковой строке, в формате видеороликов, скидочная система и подарки на ряд товаров, купоны от известных брендов, распродажи, кэшбэки для премиальных клиентов. На WB из инструментов к продвижению товаров могут использоваться баннеры в определенном разделе или на главной странице, рекламные ролики, акционные предложения.

Важное отличие, если сравнивать рассматриваемые маркетплейсы, заключается в том, что при оплате рекламы на Ozon селлер будет выплачивать определенный процент площадке за продажу. В случае с Wildberries можно израсходовать много средств за показ товара, независимо от того купит ли его впоследствии потребитель.

Конкуренция и аудитория

Количество селлеров выше на WB по сравнению с Ozon. Еще несколько лет назад начинать зарабатывать пробовали предприниматели больших городов, таких как Москва, Ростов-на-Дону. В последнее время все больше жителей регионов стали пробовать свои силы в открытии онлайн-продаж на популярных маркетплейсах.
Покупки чаще совершаются на Валберис, так за первые три месяца 2023 года их количество составило 618,1 млн. Для сравнения за этот же период на Ozon заказали только 179 млн различных товаров. Из этого следует простой вывод, что успешно начинать работать на WB будет сложнее, но если это удастся, то выручки будет в разы больше.

Количество конкуренции на выбранной платформе зависит от товара, который планируется реализовывать. На Wb чаще заказывают одежду и обувь в то время, как на Ozon данный ассортимент пока только набирает обороты. На последней площадке даже предусмотрены более лояльные условия для поставщиков этих товаров. Ожидать сразу большого спроса не получится, но зато в перспективе можно хорошо вырасти.

На WB рейтинг селлера отсутствует, а вот на его товар присутствует и полностью зависит от оставленных покупателями отзывов. Ozon формирует рейтинг продавца исходя из отзывов на его продукцию, сроки осуществления доставки и др. Также на Озон при работе по схеме FBS у конкретного селлера появляется свой рейтинг качества поставщиков. Расчет последнего происходит на основе нескольких критериев: индекса цен, процентного соотношения отмен и просрочек доставки. При неоднократных нарушениях со стороны поставщика площадка блокирует его аккаунт

Трафик и аудитория Ozon и Wildberries

Ozon предоставляет больше отчетных материалов и метрик для селлеров, но это доступно только по платной подписке. Чем она дороже, тем больше информации можно получить. Это могут быть достаточно ценные знания, позволяющие проанализировать нишу и определиться с выбором конкретной категории товаров, продавать которые будет выгодно. Аналитика на Wildberries предоставляется бесплатно, но разобраться с ней может быть сложнее.

Наибольшей популярностью интернет-магазины пользуются у потребителей в возрасте старше 25 лет. На валберис чаще заказывают женщины. Аудитория на Озоне более равномерная, там покупают и женщины, и мужчины. Важно понимать, что конкретный человек может посещать разные маркетплейсы с целью сравнить цены и выбрать, где выгоднее совершить покупку.

Проблемы и сложности (штрафы, блокировки)

Для получения хорошей прибыли следует стремиться к тому, чтобы избегать нарушений политики площадок. На Озоне и Вайлдберризе предусмотрена своя система штрафов. На Wildberries штраф будет списываться с выручки селлера. Если суммы будет недостаточно, то продавец должен со своих денег погасить его в течение 5 дней.

За что могут оштрафовать:
  • Торговля под чужим брендом. Размер штрафа может достигать 100 000 рублей;
  • При несоблюдении срока работы с заказом. Комиссия возрастает на 0,25% с каждым задержанным часом отгрузки и на 0,35% за несоблюдение времени обработки заказа;
  • Самовыкуп. За подобное нарушение регламента пользования маркетплейсом может грозить даже блокировка доступа в свой аккаунт;
  • Отсутствие документации на продукцию;
  • Недочеты в маркировке продукции приведут к штрафу до 1 500 рублей за каждый вид товара;
  • Несоответствие представленных на площадке характеристик реальному товару. При однократном нарушении налагается денежный штраф, при повторном возможна блокировка личного кабинета;
  • Предоставление личных контактов потребителю. Размер штрафа рассчитывается индивидуально, при многократных нарушениях площадка запрещает пользоваться аккаунтом.
Система штрафов вполне понятна, таким образом, интернет-магазины борются с недобросовестными продавцами. Но, порой под удар может попасть и порядочный поставщик. Обе платформы соревнуются за своевременную реализацию товара отличного качества. Это позволяет им завоевать авторитет среди пользователей и переманить их на свою сторону.
Подробнее ознакомиться какие бывают штрафы на ВБ вы можете в нашей статье

Заключение или какой маркетплейс выбрать?

Сделать однозначный выбор в пользу конкретного маркетплейса, проведя их сравнение сложно. Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения. Стартовать начинающим селлерам будет проще и дешевле на Ozon, если же есть опыт онлайн-торговли, свои клиенты и налажена сторонняя реклама, то размещение товара на Wildberries, может принести больше выгоды. Немаловажную роль играет ассортимент, который планируется размещать на площадках. Если речь идет об одежде, обуви, то на Ozon действуют льготные условия. Эта ниша пока только набирает обороты и магазин рад ответственным поставщикам.
На сайте En-statistics вы сможете заказать услугу аналитики продаж ОЗОН
Воспользуйтесь нашими услугами для ведения учета на маркетплейсах
Оцифровка включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, анализ крупных объемов информации и принятие обоснованных решений на основе данных.
Вам также может быть интересно