En-statistics

Сертификация товаров для маркетплейсов

Что такое сертификация товаров, в чем её важно для селлеров на маркетплейсах?
Для любой продукции, реализуемой в России, нужна разрешительная документация, подтверждающая ее безопасность. Например, для изготовления игрушек для детей нельзя использовать токсичные материалы, а косметическая продукция не должна вредить коже. Разбираемся вместе, какие товары подлежат обязательной сертификации для продажи на маркетплейсах, какой документ потребуется и где его получать, какие преимущества сертификации. Расскажем также о товарах, для продажи которых сертификаты не обязательны.

Что такое сертификация и зачем она нужна?

Сертификация – это критерий соответствия продукции действующим в стране стандартам качества и безопасности. Если товар удовлетворяет всем необходимым требованиям, выдается соответствующий разрешительный документ – сертификат.
Отсутствие сертификата делает продажу товаров незаконной. Это касается реализации товаров в традиционных торговых точках и на интернет-площадках в соцсетях, маркетплейсах, интернет-магазинах и т.д. Такие вопросы регламентируют несколько нормативно-правовых актов:
  • закон «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский Кодекс;
  • Постановление «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Сертификация – обязательное требование при работе с маркетплейсом. Площадка дорожит своей репутацией. Когда недобросовестный продавец занимается реализацией некачественных (поддельных) товаров, ответственность за претензии покупателей берет на себя маркет.
Условия сертификации могут отличаться в зависимости от конкретной торговой площадки: некоторые из них требуют наличие сертификата на этапе регистрации, а другие запрашивают разрешительный документ на более позднем этапе. Например, на Wildberries разрешено продавать без сертификата, но маркетплейс оставляет за собой право потребовать его в любую минуту. Информация об этом содержится в Оферте и Правилах использования площадки. А вот для работы на OZON необходимо загрузить сертификат во время заполнения карточки товара, иначе продажа будет невозможна.
Важно! Наличие сертификации выгодно выделяет продавца на фоне других конкурентов, показывает, что качеству реализуемой продукции можно доверять. В свою очередь, доверие покупателей повышает продажи.

Формы сертификации и типы документов

Процедура сертификации товаров проводится с целью подтверждения их надежности и безопасности, соответствия действующим стандартам. Так бытовые приборы не должны воспламениться при использовании или поразить человека током. Строительные материалы должны быть прочными, экологически безопасными для здоровья людей, как того и требуют стандарты.

Поэтому все товары подвергают испытаниям в аккредитованной лаборатории. Если нарушений не выявлено, то оформляется документ о том, что товар соответствует действующим нормативам и продавать его разрешено.

Процедура подтверждения безопасности подразделяется на два вида:
  • обязательную – когда сертификация товаров (декларирование) является обязательным требованием в нормативных документах и без этого заниматься их реализацией нельзя;
  • добровольную – процедура проводится по желанию в целях подтверждения высокого качества продукции и привлечения покупателей.
Когда не требуется обязательная сертификации и добровольно ее выполнять продавец не собирается, для маркетплейса нужно подготовить отказное / информационное письмо. Это официальный ответ Роспотребнадзора либо другого аккредитованного органа, что сертификация не обязательна данному товару.

Сертификат соответствия

Сертификат необходимо получать для товаров, к которым предъявляются более строгие требования безопасности. Сертификат соответствия подтверждает высокое качество продукции с учетом требований техрегламента, ГОСТа и Таможенного Союза (ТС).
Для каких товаров требуется: бытовая техника, товары для детей, игрушки, спортинвентарь, одежда, медицинские изделия. Более подробную информацию можно найти в Постановлении Правительства № 2425 или Решении комиссии Таможенного Союза от 07 апреля 2011 г. № 620.
Возможно получение сертификата на продукцию, к которой строгие требования соответствия стандартам не предъявляется. Оформление разрешительной документации осуществляется добровольно. Это позволит получить конкурентное преимущество, повысить лояльность покупателей.

Декларация соответствия

Документ подтверждает, что селллер реализует товар, полностью отвечающий требованиям ГОСТа и техническому регламенту.
Основное отличие от сертификата: ответственность за информацию, указанную в декларации, ложится на поставщика/производителя. В случае с сертификатом – это обязанность центра, который выдал документ.
Например, российский предприниматель занимается продажей китайской косметики на маркетплейсах. Ему обязательно нужно получить на товары декларацию соответствия стандартам качества РФ, иначе продавать нельзя.
Для какой продукции требуется: с полным списком можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ № 2425. Если кратко, то это товары личной гигиены, лакокрасочная продукция, бытовая химия, посуда из нержавейки и другие изделия.

Отказное письмо

Это официальный документ, в котором подтверждено, что товару не нужны ни сертификат, ни декларация. Требуется: для отечественных и импортных товаров, которые не несут вред здоровью.
Так, для игрушек 18+ с сетевой зарядкой необходимо оформление декларации соответствия. Но при напряжении у изделия менее 3,5 Вт, допустимо оформить отказное письмо. Обращаться нужно в сертификационный центр с указанием напряжения и кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Код прописан в классификаторе ТН ВЭД.

Свидетельство государственной регистрации

Документ подтверждает прохождение товаром процедуры госрегистрации и соответствие обязательным санитарным и гигиеническим нормативам, действующим на территории Евразийского экономического союза.
Основное отличие от сертификации заключается в дополнительной проверке санитарно-гигиенических норм. В практике встречается довольно часто, поскольку СГР требуется для детских товаров возрастной категории 0-3 года: одежда, пеленки.

Как узнать, подлежит ли товар обязательной сертификации?

Существует три способа для определения, требуется ли сертификат для реализации товара или нет:
  • Обращение за консультацией в сертификационный центр

    После детального изучения товара, его характеристик экспертами центра, вам разъяснят, какие постановления, стандарты и регламенты ТС распространяются на данный товар.

  • Самостоятельная проверка.

    С этой целью внимательно изучите техрегламент Таможенного Союза и другую документацию по нормам ГОСТ Р. Идентификация товара выполняется по общероссийскому классификатору продукции с учетом видов экономической деятельности и товарной номенклатуры, связанной с внешнеэкономической деятельностью ЕАЭС.

    Товары, производимые в Евразийском экономическом союзе для продаж на маркеплейсах, должны иметь сертификат соответствия ТС.

  • Обращение в службу поддержки маркетплейса

    Поиск товара вручную утомителен, не исключены ошибки, а списки товаров на сертификацию к тому же регулярно обновляются. Для экономии времени, а также, чтобы избежать штрафов, рекомендуем заблаговременно связаться с поддержкой маркета. Специалисты дадут ответ, какая разрешительная документация обязательна, а без какой можно обойтись.

Что подлежит сертификации?

Подлежат обязательной сертификации следующие категории товаров:
  • обувь, одежда, некоторые аксессуары;
  • косметика и парфюм;
  • электротехника для дома;
  • товары и оборудование для детей;
  • домашний текстиль, постельное белье;
  • пищевые добавки;
  • средства индивидуальной защиты, противопожарное оборудование, например, огнетушители.
Для продажи этих товаров через marketplace вам абсолютно точно потребуется сертификат. Получить его можно разными способами.

Какие товары можно продавать без сертификатов?

Список товаров, которые можно продавать без сертификата, более обширный. Если товар не включен в Решении Комиссии ТС № 620 и не попал в список Постановления Правительства, сертификация не нужна.
Например, к таким видам товаров относятся:
  • сувениры: значки, магнитики, брелоки;
  • украшения и бижутерия фабричного производства или изготовленные самозанятым вручную;
  • спортинвентарь – гантели, эспандеры, коврики для фитнеса и т.п.;
  • аксессуары: сумки, ремни, заколки, кошельки, портмоне;
  • товары для рукоделия – нитки, крючки для вязания, спицы;
  • чехлы для телефонов, аксессуары к ним.
Здесь имеется такой нюанс: для этих категорий товаров иногда требуется отказное письмо. Оформить его можно сразу на группу товаров. К примеру, если в ассортименте селлера представлено 35 пар различных солнцезащитных очков, нет необходимости в получении отказного письма на каждый артикул. Допустимо получить один документ и в дальнейшем добавлять его в карточку к каждой товарной единице.

Этапы сертификации

Процесс оформления разрешительной документации поэтапно будет выглядеть следующим образом:
  1. Для начала определитесь, на что необходимо получить документы. Вероятно, товаров будет несколько – разбейте их на группы, для каждой определите коды по ТН ВЭД и ОКПД 2.
  2. Разработайте инструкции по эксплуатации, нормативно-техническую документацию, техусловия, паспорта. Найдите в регламенте, что конкретно необходимо для ваших товаров.
  3. Предоставьте документацию и образцы продукции в аккредитованную лабораторию. Получите протоколы испытаний, заключение экспертов.
  4. Обратитесь в аккредитованный центр по сертификации для подачи заявки и всей документации, включая протоколы.
  5. Получите сертификат (декларацию соответствия) с учетом результатов испытаний.

Если выдана декларация, необходимо самостоятельно зарегистрировать ее в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Для успешного выполнения этой задачи нужен доступ к Госуслугам и электронная подпись. Если выдан сертификат, сведения о нем нужно передать в реестр организации, которая занималась его оформлением.

Если вы реализуете товары, которым сертификация не требуется и при этом не желаете подтверждать соответствие регламенту добровольно, у вас в этом случае должно быть отказное письмо. Этот документ торговые площадки просят больше для уверенности в том, что отсутствующий сертификат на товар не является нарушением.

Обратиться за получением письма можно:
  • в Роспотребнадзор, при условии, что данную продукцию произвели вы, а не Китай и у вас есть статус организации или ИП;
  • в органы сертификации, при условии, что являетесь поставщиком или самозанятым.
Важно! Осуществлять торговлю своими товарами на маркетплейсе могут как компании, так и самозанятые лица. Но проходить сертификацию для подтверждения безопасности товара законодательство разрешает лишь организациям и индивидуальным предпринимателям.

Стоимость и сроки сертификации

Как уже говорилось ранее, сертификат необходим для товаров с высокими требованияи к безопасности. Стоимость самой услуги начинается от 100 000 рублей. Столько нужно заплатить за сертификат по ГОСТ Р, отвечающий техрегламенту ТС.
В законодательстве нет жестких временных сроков сертификации, поскольку это зависит от предоставленной документации и необходимости проведения испытаний по подтверждению качества. В среднем процесс занимает от двух недель до 1,5 месяца. Ускорить процедуру помогут специалисты сертификации, знающие тонкости и нюансы процесса. Найти их можно через yandex.

Штрафы за отсутствие сертификата соответствия

За реализацию продукции без действительной копии сертификата/декларации (при условии, что они обязательны), предусмотрены штрафные санкции. Для малого бизнеса штраф составляет 150-250 тысяч рублей, средним или крупным компаниям придется заплатить порядка 300-500 тысяч рублей. В статье 14.45 КоАП РФ можно узнать подробную информацию о штрафах по этой причине.
Если покупатель запросит сертификат соответствия, а его у продавца не окажется, то он вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. В этом случае штраф Роспотребнадзору заплатит маркетплейс. Но продавец должен будет компенсировать торговой площадке всю сумму штрафа. Селлер также оплачивает судебные издержки и расходы, а в некоторых ситуациях и дополнительные штрафы.

Заключение

Итак, главное о сертификации товара в России. Продукцию можно сертифицировать, декларировать. Есть также возможность получения добровольной сертификации на товар или отказного письма. Стоимость услуги начинается от 3000 рублей и доходит до 150 000 рублей. Самым дешевым является отказное письмо.
Существует перечень товаров, для которых обязательна сертификация, и тех, что подлежат декларированию. Для остальных видов продукции возможно получение отказного письма или добровольного сертификата. Наличие необходимой документации на товары является важным требованием, поскольку маркетплейсы пристально следят за соблюдением этих норм и могут запросить соответствующие документы в любое время.
Некоторые товары могут соответствовать критериям как для сертификации, так и для декларирования. Это позволяет сократить затраты на оформление необходимых документов. Например, кольцевая лампа, используемая как предмет бытового назначения, требует сертификации. А если ее использовать в косметических салонах, тогда подойдет декларирование. Так можно значительно уменьшить стоимость оформления.
Подробнее ознакомиться какие бывают штрафы на ВБ вы можете в нашей статье
На сайте En-statistics вы сможете заказать услугу аналитики продаж ОЗОН
Воспользуйтесь нашими услугами для ведения учета на маркетплейсах
Оцифровка включает в себя автоматизацию бизнес-процессов, анализ крупных объемов информации и принятие обоснованных решений на основе данных.
Вам также может быть интересно